Меню

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №121 городского округа Самара

Предпрофильное образование

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить "ответственный выбор - предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности". Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования, либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.
Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения.

В МОУ СОШ №121 осуществляется предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов по трем основным направлениям:

1. Информирование

Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, в первую очередь расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда Самарского региона.

В результате реализации данного направления учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

Информирование осуществляется посредством:

участия учеников в мероприятиях:

  • экскурсии в другие образовательные учреждения, на предприятия (экскурсия в агентство по продаже недвижимости "Чек", экскурсия в УВД Ж/д района, экскурсия в минитипографию "Буклет", экскурсия на рабочее место Web - дизайнера Штамм Э. Г., экскурсия в мебельный салон, экскурсия в "Тойота - Центр" и др.
  • участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, профессий;
  • классные часы, посвященные предпрофильной подготовке ("Прогноз развития рынка труда Самарской области", "Обзорное знакомство со средними специальными учебными заведениями Самары и Самарской области", "Обсуждение экскурсий по предпрофильным курсам" и др.)

cамостоятельной работы учащихся с информацией:

  • самостоятельная работа с дневником/портфолио;
  • консультации в рамках ППС;
  • обсуждение экскурсий в рамках классного часа.

знакомства с организациями и специалистами:

  • экскурсии на предприятия;
  • содержание программы предпрофильного курса;
  • классные часы о прогнозе развития рынка труда Самарского региона и т.д.

2. Предпрофильные курсы

Освоение содержания предпрофильных курсов позволяет учащемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности.

В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

В МОУ СОШ №121 на основе самостоятельного выбора учащихся введены следующие Предпрофильные курсы:

  • "Бизнес - курс за школьной партой",
  • "Юридическая профессия в современном мире",
  • "Компьютерная графика и дизайн",
  • "Современные направления в дизайне",
  • "Работа с информацией",
  • "Управление офисом",
  • "Туристический бизнес".

100% учащихся 9 классов обучаются на этих курсах.

Данные курсы ведут преподаватели школы и Самарской гуманитарной академии.

3. Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

В школе созданы условия, при которых учащиеся 9-х классов осуществляют выбор для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. С учащимися работает психолог, который проводит тестирования по утвержденным методикам, интерпретирует результаты диагностики в формате индивидуальных карт учащихся, определяет группу учащихся, которым требуется особое внимание консультанта ППС и психологическая консультация, при необходимости проводит групповые тренинга, индивидуальные консультации, дает рекомендации педагогам-консультантам для работы с детьми по ППС. Кроме того, ведущей формой работы по психолого-педагогическому сопровождению являются консультации.

Консультирование одновременно обеспечивает:

  • получение учащимися опыта деятельности по анализу и рефлексии
  • вербализацию учащимися своего опыта
  • поддержку со стороны консультанта действий ученика по анализу, проблематизации и рефлексии.

Содержанием консультации включает в себя:

  • проблематизацию ситуации, связанной с предпрофильной подготовкой,
  • знакомство с алгоритмами анализа и рефлексии,
  • анализ оснований, причин выбора или решения,
  • оценку продвижения и собственных действий, и т.д.

В процессе консультирования консультант создает условия для предъявления учащимися результатов их деятельности в рамках предпрофильной подготовки (выбора и освоения предпрофильных курсов, посещения мероприятий по информированию, Самостоятельной работы). Эти результаты могут быть выражены как в письменном (листы дневника, материалы портфолио), так и в устном (высказывания учащегося) виде.


В 2005 - 2006 учебном году в школе организован профильный гуманитарный класс, обучение в котором ведется по новому базисному ученому плану.

В МОУ СОШ №121 ведется работа по организации в 2006-2007 учебном году профильного обучения.

В ноябре 2005г. администрация школы ознакомила учащихся 9-х классов и их родителей с целями, содержанием профильного обучения. Было проведено анкетирование учащихся и их родителей по поводу возможного выбора профиля обучения в 10 классе. Таким образом, школа готовится к открытию трёх десятых классов: общеобразовательного, физико-математического и социально-экономического. Для этого в школе имеются необходимые ресурсы: кадровый (преподавание в профильных классах будут осуществлять школьные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, и преподаватели Самарской гуманитарной академии, с которой мы сотрудничаем с 1997г.); материальный (видео - и телестудия, паспортизированные кабинеты физики, химии, информатики, наличие медиатеки, библиотеки, выход в Интернет).

Информационно-образовательные ресурсы


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?